Человек не терпит насилия!

Страна гоп-стоп

53182Известный фотограф Виктор Марущенко размышляет о том, как изменилось общество за годы независимости.

В принципе давно известно и наша история двух последних десятилетий это
только в очередной раз подтвердила: когда у людей возникают большие
соблазны и появляется возможность их удовлетворить, нравственное
чувство трещит по швам. Сегодня люди, имеющие деньги, уже более или
менее разбираются, что куплено на троещинском рынке, а что, скажем, в
бутике Армани. А вот что касается норм духовной жизни, то тут, конечно,
наблюдаются парадоксальные вещи. Ну, например. В 1989 году в Берлине я
случайно стал свидетелем размолвки между двумя молодыми людьми. Они
танцевали в театре, и после репетиции вышли на улицу, где девушка лет
двадцати решила остановить такси, а не ехать домой, как обычно, на
велосипеде. Приятель начал ее эмоционально укорять, дескать, выхлопы от
автомобилей засоряют среду. Меня поразило, что в таком юном возрасте
люди ощущают ответственность перед обществом. Взгляните на Киев, где мы
видим сегодня такое количество машин, которое не встретишь ни в одной
цивилизованной столице мира, европейской, во всяком случае. Причем на
улицах преобладают такие автомобили, на которых в Париже или Берлине
просто нельзя въехать в центр города, а в Лондоне приходится платить
такой огромный дорожной сбор, что еще десять раз подумаешь, стоит ли
вообще садиться за руль. У нас же творится что угодно. Главную причину
этого дорожного, как, впрочем, и любого иного беспредела, лично я вижу,
пусть это и может показаться парадоксальным, в отсутствии в Украине
элит. Во всех сферах. Политической, культурной, деловой. Людей высших
духовных устремлений, конечно, последовательно истребляли в советское
время, но все же они, хоть и в малом количестве, существовали. Теперь
их нет. Наши политики и предприниматели, что называется, лидеры первого
поколения. Вчера он пахал землю и выгребал навоз из-под коровы, а
сегодня решает судьбы страны. Поэтому эти люди все начинают заново
изобретать. Возьмите проблему Киева. Поскольку заселили город и орудуют
во власти не киевляне, им плевать на историческую память. У них нет ни
уважения к этому месту, ни даже юношеской по нему ностальгии.
Застраиваются даже детские площадки. У этих господ одна задача —
сорвать деньги и, благодаря им, пополнить ряд людей, которые имеют
роскошные хоромы где-нибудь в Конче-Заспе, машину с 6-литровым объемом
двигателя, чтобы выбрасывать в атмосферу килограммы газа, и возможность
отдохнуть где-нибудь в ЮАР или Кении на африканском сафари, как сегодня
у наших богачей модно. Это такие стандарты. Это психология современного
состоятельного украинца. Который не придумывает нового, в отличие от
западных людей. Там самый последний обыватель любое действие подчиняет
индивидуальному выбору, а у нас главная привычка и потребность — ходить
строем. Никогда не забуду историю с одним своим закарпатским приятелем,
который хотел купить именно такую полированную стенку, как у его
соседа. Это не просто типичный, а клинически образцовый случай.
Поскольку, полагаю, для нашего народа, увы, формальная сторона дела
всегда намного важнее, чем концептуальная и содержательная. Не случайно
мы даже в церковном обряде любим пафос и декоративность, а в быту и
одежде — всяческую нарочитую нарядность и побрякушки. Это проблема
ключевая. Она диктует поведенческие стереотипы. То, что сегодня
огромное количество людей продолжает ездить на одинаковых машинах и по
некоему «шикарному» шаблону обустраивать свои дома, говорит о том, что
строевая система здесь продолжается.

Удивляться этому, впрочем, не приходится. Почитайте биографии
представителей нашего так называемого истеблишмента: на 90 процентов
сегодняшние политики — приезжие из глубокой провинции люди, бывшие
сельские жители. Тем ужаснее парадокс, что аграрная, по сути, страна,
из которой немцы во время оккупации вывозили составы с черноземом,
лишена сегодня сельского хозяйства. Поля поросли травой. Скотина
перерезана. А все бывшие колхозники — помощники депутатов. Или сами в
парламенте заседают. Пусть звучит это больно и грубо, но быдло элиту
создать не может. У нее для этого нет ни интеллекта, ни образования.
Думаю, не случайно наши олигархи нанимают сегодня за границей не только
менеджеров, которые управляют их капиталами, но и консультантов,
советующих им, как одеваться, питаться, поддерживать физическую форму,
в конце концов, как вести себя в приличном обществе. Потому что на
самом деле, когда ты начинаешь богатеть, первым вопросом становится,
что делать с этими деньгами. На что их тратить, как заставить их
работать дальше. Еще несколько лет назад, конечно, все выглядело
бесхитростнее — оголтелый табун бежал к баблу. Вот они добежали,
присели и задумались — а как же дальше жить? Хотя организм, подозреваю,
все равно требует вареников с салом. Но если проанализировать эту
проблему честнее и глубже, то придется признать, что страна, с ее
политическими верховодами включительно, угодила в социо-культурную
ловушку: деньги для украинцев, по крайней мере, активного поколения,
оказались героином. Они просто туманят сознание. Это фетиш и самоцель.
Ведь в здравом разуме не создашь город, в котором невозможно жить.
Деньги — наркотическая игла, с которой общество не может соскочить.
Плюс стадный инстинкт, о котором я уже говорил, заставляющий нас все
делать, как у соседа. Потому что жлоб готов удавиться, если кто-то
рядом лучше живет. Эти исконные наши жлобские мотивы просто
спроецировали в новую жизнь. Еще раз спрашиваю: как можно создать
город, в котором нельзя жить? Довести Киев до такого состояния, что тут
просто находиться невозможно. И если бы только сам Киев. Наши нувориши
понастроили себе вокруг города виллы. Но ведь к ним подъехать нельзя.
Там же колоссальные пробки в конце и начале недели. Вертолеты нужны,
чтобы туда добраться. Условия невыносимые. В Берлине, где я сейчас
провожу значительную часть жизни, — через каждые 150 метров парк. Ты
туда заходишь, как в дремучий лес. И там никто не уничтожает галерей,
как у нас, назначая им арендную плату, как коммерческой фирме. Тут и
ответ. В Украине люди, имеющие большие деньги, озабочены только тем,
как их приумножить. Судьба рядовых граждан их совершенно не интересует.
Это западные политики думают о государстве. Наши — лишь о том, как
сделать комфортнее собственную жизнь с помощью политики и должностей.
Не секрет ведь, что все большие капиталы в нашей стране оплачены именно
обнищанием большей части населения. За десять лет произошло расслоение
на сверхбогатых и бедных, как в какой-то банановой демократии наподобие
Гондураса. В Киеве это не так заметно, но отъезжаешь от столицы сто
километров куда-нибудь в сторону Черниговской области и испытываешь шок
от того, как прозябают люди. За счет чего разбогатели наши нувориши,
тоже не тайна. Было, по сути, два источника. Дерибан бюджета, который,
к слову, можно классифицировать как ограбление собственных матерей и
детей, поскольку в результате этого беззастенчивого хищничества имеем
теперь в Украине парализованную медицину и соответствующий уровень
образования, мизерные пенсии и стипендии. Ну и возможность, как
правило, не совсем праведным путем, подключиться к энергоносителям. Я
не хочу выглядеть ворчуном и пессимистом, тем более рядиться в белые
одежды, случилось, как случилось, но хотя бы ради исторической
справедливости следует помнить: царицей украинской жизни последние годы
была да и сегодня остается взятка. На ней все построено. То есть на
нечестности и бессовестности. Это наше общее горе, что вся система в
стране построена исключительно на денежных отношениях. Усугубленных
телефонным правом и кумовством. В основном, все у нас решается по
личным каналам. Ты хочешь приватизировать помещение или получить
землеотвод под строительство, значит, должен искать рычаги —
родственников или влиятельных лиц, которые тебе это обеспечат. Никакие
законные основания не работают. И в этом, можете ругать меня за
непатриотичность, принципиальное и необратимое отличие Украины от
Европы, в которую она, судя по риторическим заявлениям наших
чиновников, стремится, словно не ведая, что русские и украинцы сегодня
на Западе — имя нарицательное, их отождествляют только с бандитами и
проститутками. Так вот, за границей, наверное, идиотов не меньше, чем
здесь. Но там есть каркас государственный. И если ты за его рамки
высунулся, тебе сразу же шмякают дубиной по голове. И ты тут же
прячешься обратно. А здесь никаких правил, регулирующих общественную
жизнь, нет. Разумные законы или отсутствуют, или всеми, начиная,
конечно, от истеблишмента, игнорируются. В Германии, например, если ты
поставил машину в неположенном месте, то к ней просто подошел
полицейский, прицепил квитанцию, и ты должен в течение десяти дней
штраф оплатить. И никто выслушивать твои объяснения не будет. Если не
оплатишь штраф вовремя, получишь новый, и будешь платить еще больше. И
никаких личных отношений. Превысил скорость, это зафиксировал прибор
дорожного наблюдения. Приходит повестка. Факт — налицо. И не
выкрутишься. И так во всем. Если вызываешь, скажем, сантехника, он
является точно в назначенное время — минута в минуту. Заходит мастер в
чистом комбинезоне, снимает в прихожей обувь, тихо делает работу и
вежливо откланивается. Тут вызываешь сантехника поменять прокладку, он
появляется на пятый день, с порога требует 50 долларов, даже не зная,
что ему предстоит чинить, топает по комнатам в грязных ботинках и плохо
делает работу, удовлетворившись за нее, правда, 20 гривнями. Гоп-стоп.
Страна гоп-стоп. И все только и норовят друг друга надуть, облапошить.

Лирика закончилась

Я открыл в Киеве фотошколу, и теперь могу довольно объективно
судить по ее ученикам о некоторых общественных трансформациях,
произошедших в последнее десятилетие. Это как свое­образная
социологическая лаборатория. Посещают занятия люди достаточно молодые,
в возрасте от 20 до 35 лет, имеющие материальный достаток выше среднего
— все на машинах. Это стопроцентно успешные представители нового
поколения. Когда с ними начинаешь разговаривать, то понимаешь, что
между нами — бездна. За короткий исторический срок, какие-то 10—15 лет,
в стране произошел интеллектуальный обвал. Не с точки зрения природного
ума, смышлености, а с точки зрения знаний. Они не знают элементарных
вещей, хотя это городские люди. На вопрос о филармонии с
непосредственностью дикаря могут ответить: «Что это еще за гадость?» То
есть у них есть ловкие, умелые руки, крепкие эпилированные ноги и
толковая голова. Только вот чем она наполнена? Общаться нам невероятно
любопытно, хотя вынужден констатировать, что, беседуя с ними, я иногда
теряюсь, не понимая, куда попал, поскольку большая часть жизни прожита
все-таки в других этических координатах. Хотя, невольно сравнивая их с
западными сверстниками, увы, снова приходишь к выводу, что сравнение
часто оказывается не в нашу пользу. Поскольку европейцы живут
концептуальнее, то ценностные основы у них совершенно иные, чем у нас.
У нас во всем доминирует материальная компонента. Молодая девушка хочет
подороже себя продать. Раньше влюбленный мужчина сочинял избраннице
сонет. Сегодня он дарит девушке «Хаммер». И за эту машину девушка
дарителю с удовольствием отдается, независимо от его возраста и
внешности. За бабло она готова пуститься во все тяжкие. Лирика
закончилась. Я, кстати, знаю очень многих красивых девушек, которые не
могут найти себе пару. Они хотят богатого, а богатый, часто
проницательно и не без оснований, считает, что если девушка проявляет к
нему интерес, то она непременно хочет развести его на деньги. Но в
результате произошедшей эволюции все барышни поголовно мечтают стать
Дашей Жуковой. Эта девушка, которая охмурила Романа Абрамовича, —
идеал, кумир, пример для подражания, самый модный персонаж. Только об
этой Даше и разговоры. Еще — о деньгах, гаджетах и автомобилях. Я
однажды не удержался и предложил: «Ребята, а давайте-ка обсудим
последнюю прочитанную вами книгу». Они оценили этот прикол и громко
расхохотались. Ведь, по сути-то, люди они неплохие. Просто вмонтированы
в жуткую социальную оправу. Они же отравились нравами этого общества,
будто обожрались белены. Стандарт слепого потребительства и
бессмысленного накопительства очень заразный. Но он жестко введен в
систему украинской жизни. И им руководствуются и чиновники, нагло
отбирающие у художников мастерские и галереи, и молодые девушки,
мечтающие захомутать богатого. Я когда-то, почти не шутя, посоветовал
им: «Пойдите в библиотеку. Там ищите жениха себе». И услышал в ответ:
«Нас бедные не возбуждают». Какова фраза! Но она — лозунг этого
деформированного, морально обанкротившегося общества.

Сможет ли оно оправиться от исторической травмы и воцарившегося
кругом безжалостного прагматизма и когда это случится? Не рискну давать
обнадеживающие прогнозы. Несколько лет назад казалось, что, получив
возможность свободно ездить по миру, наши люди увидят разумную,
благополучную жизнь и захотят что-то доброе оттуда заимствовать. Но
получилось, что для многих наших соотечественников свобода передвижения
обернулась только лишь свободой экспортировать наше хамство. Да и
путешествуют немногие. Хотя лично я считаю, что если у тебя хорошая
страна, не обязательно куда-то ездить. Но надо опамятоваться. Стать
гражданами. Перестать, например, хладнокровно наблюдать, как ненасытные
циники разрушают твой город. Или хотя бы не научиться не гадить там,
где живешь. В Берлине все опрятно, чисто, ухожено. В озерах можно
купаться. А я недавно снимал пикники на Троещине. Люди отдыхают среди
гор мусора, и тут же, пожрав, оставляют свой мусор. И не страдают из-за
этого. Они умудряются сузить свое зрение до крохотного места, на
котором сейчас сидят или стоят. А все остальное их не касается.
Конечно, для того, чтобы как-то изменить подобный способ существования,
нужно воспитывать в людях другие ценности. Для этого, в общем, нужны
примеры. Люди, которым доверяет и на которых хочет походить общество.
То есть проблема заключается в создании элит, которые отвечали бы за
духовную жизнь. Понятно, видя, во что превратилось и как ведет себя
даже руководство государства, обсуждать шансы на возникновение
украинской элиты пока довольно нелепо. Каждый здесь эгоистически
продолжает грести под себя, по-прежнему пытаясь стать в общий строй.
Культом, героином здесь стали деньги. И сколько лет может уйти, чтобы с
этой иглы соскочить, даже невозможно представить. Иногда кажется, что
этих людей нужно всего лишить, чтобы они начали заново жизнь. И
заметили, наконец, что не они одни живут на этой земле. История
повторяется, и, наверное, когда-то появятся в обществе лидеры, которые
заставят считаться власть с общими интересами. Но, боюсь, на нашем веку
этого не случится. Пока же приходится только печально констатировать,
что наши политики довели страну до такого состояния, что я, коренной
киевлянин, сегодня в Берлине себя лучше чувствую, чем дома. Я даже
сформулировал для себя, в чем это выражается: здесь я каждый раз выхожу
на улицу, как в последний раз. А там я выхожу в вечность. Потому что,
сколько бы ни ругали Европу за скуку, там всегда для человека есть
место, где он чувствует комфорт. И это его право уважают. Но и он
уважает чужое право на счастье. И обеспечено оно самим строем жизни, а
не лицемерными разглагольствованиями ушлых политиков, которые по
праздникам не стесняются говорить о солидарности с «маленькими
украинцами».

Cергей Васильев, “СН”

Оцените материал:
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Поделитесь в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Великий махинатор Ирина Долозина: грязные схемы «скрутчицы»

Ирина Долозина -- чемпион по "скруткам". При всех начальниках
НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

НЕНУЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Последние российские новости впечатляют. Бывший журналист «Новой газеты» Сергей Канев пишет, что под Питером была обнаружена частная тюрьма с крематорием.…
Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

Большая фармацевтическая афера: «фуфло» и ценовой сговор

  Почему крупные дистрибьюторы лекарств и торговцы «самопальными» медпрепаратами попали в одно уголовное дело. Весной этого года, 25 марта, федеральный суд…
НОВОСТИ